Зарегистрироваться на вебинар
×
  • +38 (044) 22 11 307, 38 (067) 572 00 85, +38 (067) 572 00 91

Демобилизация: дополнительные соцгарантии отслужившим гражданам

Жанна Семенченко,
эксперт газеты «Зарплата и кадровое дело»

(комментарий к Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования отдельных вопросов мобилизации и социальной защиты граждан Украины, подлежащих увольнению с военной службы во время особого периода или в связи с объявлением демобилизации» от 18.03.2015 г. № 259-VIII)

Это очередные законодательные правки, вызванные военными действиями, которые де-факто происходят в нашей стране. Комментируемый Закон вступил в силу с 15.04.2015 г., а вместе с ним заработали и описанные ниже изменения. Что же нового?

Гарантии при сокращении численности работников Сегодняшними изменениями установлено, что отслужившим по призыву во время мобилизации лицам гарантируется преимущественное право остаться на работе в случае увольнения работников при изменениях в организации производства и труда. Такое право сохраняется за ними в течение 2-х лет со дня увольнения со службы. Соответствующие изменения внесены в п. 9 ч. 2 ст. 42 КЗоТ1.

Причем, заметьте, изначально предпочтение отдается лицам с более высокой квалификацией и производительностью труда. А если кандидаты «на вылет» равны по этим показателям, учитываются гарантии, установленные для отдельных категорий работников (теперь в том числе и для демобилизованных с военной службы).

 

НА ЗАМЕТКУ. Как до, так и после сегодняшних изменений преимущественное право остаться на работе в случае сокращения штата (причем без ограничения по сроку действия) имеют участники боевых действий, инвалиды войны и лица, на которых распространяется действие Закона № 3551(п. 5 ч. 2 ст. 42 КЗоТ). Для того чтобы пользоваться данной привилегией бессрочно, нужно получить соответствующее удостоверение (см. с. 13 сегодняшнего номера).

Одновременно внесены изменения в ч. 1 ст. 197 КЗоТ о том, что граждане Украины в возрасте от 15 до 28 лет после увольнения со срочной военной службы, военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период, военной службы по призыву лиц офицерского состава или альтернативной (невоенной) службы признаются трудоспособной молодежью. В связи с этим первое рабочее место предоставляется им на срок не менее 2 лет. Это говорит о том, что в течение этого срока таких работников нельзя уволить по инициативе собственника (за исключением случая полной ликвидации предприятия, учреждения, организации).

Учет в квоте на трудоустройство С недавних пор работодатели с количеством штатных работников за год свыше 20 человек обязаны выполнять 5 % квоту на трудоустройство. В квоту засчитываются отдельные категории граждан, которым предоставляются гарантии в трудоустройстве. Комментируемым Законом к таким гражданам отнесены и лица, уволив­шиеся с военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период, военной службы по призыву лиц офицерского состава в течение шести месяцев по завершениислужбы, если они впервые принимаются на работу. Скорее всего, демобилизованные лица, так же как и отслужившие «срочники», будут учитываться в квоте в течение 3 лет с даты заключения первого трудового договора после увольнения со службы (согласно копии военного билета и данным трудовой книжки). Эту категорию лиц добавили в ст. 196 КЗоТ. И для полного урегулирования вопроса нужно внести соответствующие изменения еще в Закон № 5067и Порядок № 2714.

Напоминаем: работник засчитывается в 5 % квоту при условии, что он числится в штате и занят полное рабочее время. Подробнее об этом вы можете прочитать в статье «Отчет по “квоте” в Фонд безработицы: не забудьте подать до 1 февраля 2015 года», «ЗКД», № 1/2015, с. 18.

Сохранение среднего заработка свыше одного года Сначала в ч. 3 ст. 119 КЗоТ прописали, что за мобилизованными работниками сохраняется место работы и средний заработок во время службы, но не более одного года. Позже (с 08.02.2015 г.) здесь появилась ч. 4, которая, в качестве исключения, обязывает сохранять служащим работникам заработок свыше одного года, если после демобилизации они остались служить добровольно по контракту. И вот теперь с 15.04.2015 г. ст. 119 КЗоТ пополнилась еще одной частью (ч. 5), согласно которой гарантии по сохранению во время службы за работниками места работы и среднего заработка, предусмотренные ч. 3 и 4 ст. 119 КЗоТ, распространяются в том числе на ситуации, когда во время прохождения военной службы работники получили ранение (другое повреждение здоровья) и находятся на лечении в медицинских заведениях, а также попали в плен или признаны безвестно отсутствующими, на срок до дня, следующего за днем взятия их на военный учет в районных (городских) военных комиссариатах после их увольнения с военной службы при окончании ими лечения в медицинских заведениях независимо от срока лечения, возвращения из плена, появления их после признания безвестно отсутствующими или до дня объявления судом их умершими.

О том, что не нужно спешить увольнять мобилизованных работников, если после истечения года с момента их мобилизации они не появились на работе, мы предупреждали в статье «Демобилизован работник... ждем защитника Отечества», «ЗКД», № 6/2015, с. 29. Тогда мы говорили, что причины такой неявки могут быть вполне уважительными (в том числе и пребывание в медучреждении на лечении или реабилитации). В упомянутой публикации мы рекомендовали просто прекращать начислять средний заработок до выяснения причин такой неявки. С учетом сегодняшних изменений в перечисленных случаях, а это пребывание в мед­учреждении в связи с ранением (другим повреждением здоровья), плен или признание безвестно отсутствующим, работодатель и после истечения года с даты мобилизации работника:

  • не вправе его увольнять и обязан и далее продолжать начислять ему средний заработок;
  • вправе подавать в собес Отчет по форме приложения 1 к Порядку № 105для компенсации расходов на выплату среднего заработка мобилизованному работнику из бюджета6. С учетом того, что средний заработок продолжает компенсироваться работнику из бюджета до дня, следующего за днем его взятия на военный учет в районном (городском) военкомате после увольнения со службы, полагаем, что контрольная функция по правомерности такой компенсации возлагается на соответствующий военкомат. Тем не менее, настоятельно рекомендуем вам самим внимательно относиться к таким «сверхсрочникам» и при подаче Отчета в военкомат на согласование выяснять ситуацию по таким военнослужащим. Для этого рекомендуем направить в военкомат соответствующий запрос (пример запроса см. на с. 29).

При получении ответа от военкомата с подтверждением причин отсутствия, указанных в ч. 5 ст. 119 КЗоТ, продолжайте и далее начислять средний заработок такому мобилизованному работнику и обращайтесь за компенсацией таких расходов в собес. О применении в отношении такого мобилизованного работника гарантий, предусмотренных ч. 5 ст. 119 КЗоТ, издайте соответствующий приказ или распоряжение (пример см. на с. 29).

Без официального ответа из военкомата сохранять средний заработок с возмещением таких расходов из бюджета небезопасно. Пойти на такой шаг можно только в том случае, если вы доподлинно знаете, что мобилизованный работник, к примеру, ранен и находится в госпитале на лечении. Причем в таком случае к Отчету советуем приложить пояснительную (сопроводительную) записку, в которой изложить всю известную вам информацию (вид ранения, дату поступления в медучреждение, название мед­учреждения, копию военного билета с данными об увольнении со службы и т.п.). Кроме того, в графе «Примітка» в Отчете по данному работнику рекомендуем указать примерно следующее: «середній заробіток продовжує зберігатися понад один рік згідно з ч. 5 ст. 119 КЗпП». Тем самым при возникновении спора вы сможете доказать, что имеются основания для применения в отношении такого работника норм ч. 5 ст. 119 КЗпП, а следовательно, есть право на получение компенсации заработка мобилизованному работнику в течение периода службы, превышающего один год.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если по истечении года службы работник не вышел на работу по иной причине, нежели приведенные в ч. 4 и 5 ст. 119 КЗоТ, нет оснований для сохранения среднего заработка мобилизованному больше одного года. В общем случае датой окончания прохождения военной службы является день исключения военнослужащего из списков личного состава военной части(ч. 2 ст. 24 Закона № 22327), о чем делаетсяотметка в военном билете со ссылкой на номер и дату соответствующего приказа. И лишь в исключительных случаях, приведенных в ч. 5 ст. 119 КЗоТ, — ранение, плен, признание безвестно отсутствующим или погибшим, — средний заработок прекращает начисляться со дня, следующего за днем постановки на военный учет военкоматом после окончания службы, или до дня объявления судом умершим.

Отпуск по месту службы Здесь речь идет о предоставлении мобилизованным ежегодных отпусков по месту несения службы с соответствующим сохранением в этот период денежного, материального обеспечения и предоставления матпомощи на оздоровление в размере месячного денежного обеспечения. Продолжительность ежегодного отпуска зависит от выслуги военнослужащего в календарном исчислении (п. 1 ст. 10 1 Закона № 20118): до 10 лет — отпуск 30 к. дн.; от 10 до 15 лет — 35 к. дн.; от 15 до 20 лет — 40 к. дн.; свыше 20 календарных лет — 45 к. дн.

Сегодняшними изменениями ст. 10 1 Закона № 2011 дополнена п. 20, в котором прописали, что при увольнении со службы призванных во время мобилизации лиц им предоставляется отпуск в размере 1/12 от установленной продолжительности за каждый полный месяц службы или выплачивается компенсация за неиспользованные дни такого отпуска. Если военнослужащий использовал отпуск наперед, не отслужив за него положенное время, при увольнении со службы с него доудерживаются излишне выплаченные отпускные.

Отпуск по месту работы Сначала хотим напомнить, что период военной службы мобилизованных работников засчитывается им в стаж, дающий право на ежегодный отпуск по месту работы9. Тут без изменений.

А вот что изменилось, так это право отслуживших по мобилизации лиц на ежегодный отпуск полной продолжительности до наступления 6-месячного срока непрерывной работы в первый год работы на данном предприятии при условии, что после увольнения со службы они были приняты на работу в течение 3 месяцев, не считая времени проезда к месту жительства (обновленный п. 5 ч. 7 ст. 10 Закона об отпусках10).

Срок службы Продолжительность военной службы установлена ст. 23 Закона № 2232, в которой теперь оговорено, что при наступлении особого периода:

1) для военнослужащих, у которых закончился срок военной службы, военная служба продолжается сверх установленных сроков:

  • в период с момента объявления мобилизации до времени введения военного положения (наступления военного времени) — до срока, определенного решением Президента Украины, кроме случаев, определенных ч. 8 ст. 26 Закона № 2232;
  • с момента введения военного положения (наступления военного времени) до объявления демобилизации, кроме случаев, определенных ч. 8 ст. 26 Закона № 2232;

2) для военнослужащих, которые проходят военную службу по контракту, действие контракта продолжается сверх установленных сроков на период до объявления демобилизации, кроме случаев, определенных ч. 8 ст. 26 Закона № 2232.

В ч. 8 ст. 26 Закона 2232, о которой не раз здесь упоминается как об исключительной норме, приведен перечень оснований, при которых во время особого периода могут уволить со службы раньше, нежели будет объявлена демобилизация (по состоянию здоровья; женщин при наличии у них несовершеннолетних детей; при наличии ребенка-инвалида; при необходимости ухода за больным членом семьи и др). Сегодняшним Законом в исключительный перечень включены лица, призванные на военную службу во время мобилизации, на особый период, а также которые выслужили установленные сроки срочной военной службы, военной службы по призыву лиц офицерского состава, уволить которых могут в сроки, определенные решением Президента Украины.

Повторный призыв В ст. 23 Закона № 354311 внесены дополнения о том, что военнообязанные из числа граждан, которые проходили военную службу по призыву во время мобилизации и уволены со службы в запас, не подлежат призыву на военную службу во время частичной мобилизации в течение шести месяцев со дня увольнения с военной службы. В этот период они могут пойти служить только по собственному согласию.

1Кодекс законов о труде Украины от 10.12.1971 г.

2Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.1993 г. № 3551-XII.

3Закон Украины «О заня­тости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI.

4Порядок предоставления работодателями территориальным органам Государственной службы занятости информации о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, утвержденный приказом Минсоцполитики от 16.05.2013 г. № 271.

5Порядок выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, утвержденный постановлением КМУ от 04.03.2015 г. № 105 (см. «ЗКД», № 7/2015, с. 27).

6Как заполнить и подать этот Отчет, см. в «ЗКД», № 7/2015, с. 23 и 43.

7Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.1992 г. № 2232-XII.

8Закон Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» от 20.12.1991 г. № 2011-XII.

9По этому поводу см. «ЗКД», №7/2015, с. 30.

10Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.1996 г. № 504/96-ВР.

11Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.1993 г. № 3543-XII.