• +38 (044) 22 11 307, +38 (067) 571 01 21, +38 (050) 339 17 09

Фискалы требуют облагать средний заработок мобилизованных НДФЛ, а получив компенсацию, делать сторнировку

Фискалы требуют облагать средний заработок мобилизованных НДФЛ, а получив компенсацию, делать сторнировку

 
 
 

Возникает ли ответственность у работодателя, который при выплате суммы среднего заработка мобилизованным работникам, впоследствии компенсируемого за счет средств государственного бюджета, не удерживал НДФЛ?

Налогообложение Выплата компенсации производится предприятиями, учреждениями, организациями в сроки, определенные ст. 115 КЗоТ(п. 6 Порядка № 1052).

Согласно п.п. «и» п.п. 165.1.1 НКУв общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включаются, в частности, компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период.

То есть доход, полученный работниками, призванными на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, в виде компенсационных выплат, который выплачивается работодателем за счет средств госбюджета в пределах среднего заработка в соответствии с Порядком, освобождается от обложения НДФЛ.

В то же время, в соответствии с п.п. 164.2.1 НКУ в общий месячный (годовой) налого­облагаемый доход плательщика налога включаются доходы в виде зарплаты, начисленные (выплаченные) плательщику налога в соответствии с условиями трудового договора (контракта).

Поэтому в случае начисления (выплаты, предоставления) работодателем дохода в виде суммы среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, указанный доход является объектом обложения НДФЛ.

Ответственность В соответствии с п. 119.2 НКУ неподача, подача с нарушением установленных сроков, подача не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу плательщика налогов, если такие недостоверные сведения или ошибки привели к уменьшению/увеличению налоговых обязательств плательщика налога и/или к изменению плательщика налога — влекут наложение штрафа в размере 510,00 грн (те же действия, совершенные повторно в течение года, — 1020,00 грн).

Эти штрафы не применяются в случаях, когда недостоверные сведения или ошибки в такой отчетности возникли в связи с выполнением налоговым агентом требований п. 169.4 НКУ и были исправлены в соответствии с требованиями ст. 50 НКУ.

Пеня, определенная п.п. 129.1.1 НКУ, начис­ляется на сумму налогового долга (включая штрафные санкции при их наличии и без пени).

Согласно ст. 163 4 КоАПнеудержание или неперечисление в бюджет сумм НДФЛ при выплате физическому лицу доходов, перечис­ление НДФЛ за счет средств предприятий (кроме случаев, когда такое перечисление разрешено законодательством), несообщение или несвоевременное сообщение ГНИ по установленной форме сведений о доходах граждан, — влекут за собой предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций от 2 до 3 ннмдг(за повторное в течение года — от 3 до 5 ннмдг).

Учитывая изложенное выше, к работодателю, который при выплате сумм среднего заработка мобилизованным, в дальнейшем компенсируемых за счет средств Государственного бюджета, не удержал НДФЛ, применяется ответственность в виде штрафа, пени и админответственность.

По материалам ЗІР6, раздел 103.26

 Мнение редакции

Читая такие разъяснения, просто диву даешься. Но чего не сделаешь ради родного бюджета... И фискалы с завидным упорством продолжают настаивать, что средний заработок, начис­ляемый работодателями мобилизованным работникам (который, кстати, они им и выплачивают), и компенсационная выплата из бюджета в пределах среднего заработка (которую они уже мобилизованным не выплачивают) — это две совершенно разные выплаты.

Есть норма о компенсации работникам из бюджета среднего заработка (ст. 119 КЗоТ), есть порядок такой компенсации (Порядок № 105), есть льгота в налогообложении такой выплаты (п.п. «и» п.п. 165.1.1 НКУ, ч. 7 ст. 7 Закона о ЕСВ7), но... нет желания нести такие потери бюджетных средств. Всем все понятно. Ведь во время борьбы за компенсацию все может быть: не согласовали с военкоматом отчет, не успели подать отчет в собес, что-то там неправильно заполнили, да еще и нет возможности подать отчет в электронном виде и т.д. и т.п. Добрая часть работодателей не выдерживает такие битвы и отсеивается. Вот тут бы радоваться «наполнителям» бюджета — и мобилизованный получил свою выплату (пусть только попробует работодатель не выплатить!), и компенсировать из бюджета ему ничего не нужно, но не тут-то было... Даже если отчет сдан, можно потянуть время, ведь когда еще будет та компенсация, а деньжата пока пусть у нас (в бюджете) полежат... А работодателям что? Им сложно что ли потом быстренько провести корректировку НДФЛ, военного сбораи ЕСВ9, исправить все отчеты и выплатить мобилизованному работнику теперь уже НАСТОЯЩУЮ часть положенной ему компенсационной выплаты? Извините, эмоции... А если серьезно, то со всеми нашими аргументами против такой позиции вы можете ознакомиться в «ЗКД», № 7/2015, с. 23; № 10/2015, с. 5; № 12/2015, с. 9.

1Кодекс законов о труде Украины от 10.12.1971 г.

2Порядок выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, утвержденный постановлением КМУ от 04.03.2015 г. № 105.

3Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

4Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 г. № 8073-X.

5Не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

6Общедоступный информационно-справочный ресурс Государственной фискальной службы Украины (http://zir.minrd.gov.ua).

7Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

8О том, как провести корректировку, см. с. 25.

9О том, как провести корректировку за январь и февраль 2015 года, см. в «ЗКД», № 11/2015, с. 19. Такой порядок применяется и в случае корректировки за март – апрель 2015 года. За периоды после обновления формы № Д4 будет несколько по-другому. Как, читайте в ближайших номерах.