• +38 (044) 22 11 307, +38 (067) 571 01 21, +38 (050) 339 17 09

Новшества в оплате больничных: первые разъяснения от ФВПТ

 С 01.01.2015 г. в связи с принятием Закона Украины от 28.12.2014 г. № 77-VIII в системе социального страхования произошли серьезные изменения1. Комментируемое сегодня письмо является первым разъяснением по практическому применению соцстраховских новшеств.

Переходящие больничные (декретные) В прошлом номере нашей газетымы говорили, что при решении вопроса, с какой даты применять новые правила, правильнее ориентироваться на дату наступления страхового случая, т.е. на дату открытия листка нетрудоспособности. В сегодняшнем письме ФВПТ подтверждает эту позицию.

Соответственно, если листок нетрудоспособности открыт до 01.01.2015 г., применяем старые правила оплаты, установленные ныне отмененным Законом № 22402. То же касается и ситуации, когда открытый до 01.01.2015 г. больничный продлевается уже в 2015 году — это один страховой случай, весь период нетрудоспособности по которому оплачиваем по старым правилам (см. также с. 24).

Если же работник заболел (ушел в отпуск по беременности и родам) с 1 января и позже, руководствуемся новыми правилами, которые прописаны в Законе о соцстраховании3.

ВЫВОД. Новые правила, установленные Законом о соцстрахованииприменяем, если начало страхового случая (открытие листка нетрудоспособности) приходится на 2015 год.

Льготы чернобыльцев 4-й категории Как вы знаете, есть определенные категории граждан, больничные которым оплачиваются в размере 100 % независимо от страхового стажа. В частности, такую льготу до 01.01.2015 г. имели чернобыльцы 1–4 категорий.

Вследствие произошедших изменений не­однозначная ситуация сложилась с чернобыльцами 4-й категории. С 01.01.2015 г. изменения были внесены в Закон № 7964, из которого исключена ст. 23. В результате — чернобыльцы 4-й категории согласно этому Закону с 1 января лишены каких-либо льгот и компенсаций, в том числе и льготы по сохранению 100 % заработка в случае болезни независимо от стажа.

В то же время в Законе о соцстраховании — главном на данный момент документе, регламентирующем правила оплаты периода временной нетрудоспособности, который также вступил в силу с 01.01.2015 г., прямо сказано, что в число льготников по-прежнему входят застрахованные лица, отнесенные к 1–4 категориям лиц, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС (п.п. 5 ч. 1 ст. 24 Закона о соцстраховании).

В комментируемом письме ФВПТ приходит к выводу, что с начала этого года чернобыльцы 4-й категории утратили право на оплату листка нетрудоспособности в размере 100 %. Аргументация такая — для получения льготы застрахованное лицо должно предъявить удостоверение чернобыльца, в котором указано, что предъявитель имеет право на льготы, установленные Законом № 796. А в этом Законе льготы для 4-й категории уже нет.

Учитывая общую концепцию по отмене льготы 4-й категории чернобыльцев, считаем позицию ФВПТ логичной, хотя в ее обосновании есть явные огрехи из-за путаницы в ссылках в самом Законе о соцстраховании5.

Показательно, что льгота чернобыльцев относительно более продолжительного декретного больничного при усыновлении ребенка никогда не была прописана в Законе № 796 (как до, так и после 01.01.2015 г.), однако она предоставлялась ранее согласно Закону № 2240и сейчас будет предоставляться в соответствии с ч. 2 ст. 25 Закона о соцстраховании. Также, на наш взгляд, женщины-чернобыльцы 4 категории имеют право на увеличенную продолжительность больничного в связи с беременностью и родами согласно ч. 2 ст. 25 Закона о соцстраховании (эта льгота сохранена и в абз. 1 п. 10 ч. 1 ст. 30 Закона № 796).

Страховой стаж менее 6 месяцев за последний год Новые правила содержат такое ограничение (ч. 4 ст. 19 Закона о соцстраховании): застрахованные лица, которые в течение 12 месяцев перед наступлением страхового случая по данным Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования имеют страховой стаж менее 6 месяцев, имеют право на материальное обеспечение в следующих размерах:

1) пособие по временной нетрудоспособности — исходя из начисленной заработной платы, с которой платятся страховые взносы, но в расчете на месяц не выше размера МЗП6, установленной законом в месяце наступления страхового случая;

2) пособие по беременности и родам — исходя из начисленной заработной платы, с которой платятся страховые взносы, но в расчете на месяц не выше 2-кратного размера МЗП и не меньше размера МЗП, установленной законом в месяце наступления страхового случая.

В «зону риска» здесь попадают недавно работающие лица, а также, к примеру, работники, вышедшие из отпуска для ухода за ребенком до 6 лет7.

В комментируемом письме сделан акцент на двух моментах. Во-первых, 6-месячный страховой стаж считается суммарно в 12-месячном периоде, т.е. это необязательно должно быть 6 месяцев подряд, а также, как мы понимаем, это не обязательно должно быть 6 полных месяцев (с 1-го до 1-го числа).

Напомним также, что с 01.01.2011 г. в страховой стаж месяц засчитывается полностью, только если ЕСВ в этом месяце уплачен в размере не меньше минимального. В противном случае продолжительность периода, который засчитывается в страховой стаж, рассчитывается соотношением фактически уплаченной суммы ЕСВ к минимальному размеру ЕСВ (формула приведена в ч. 3 ст. 21 Закона о соцстраховании). Если за неполностью отработанный месяц уплачен единый взнос не менее размера минимального взноса, то этот месяц попадет в стаж полностью.

Набирается ли 6 месяцев страхового стажа у работника, должен определять работодатель:

  • за период работы у этого работодателя — по данным персонифицированного учета (отчетам по ЕСВ);
  • за периоды работы у предыдущих работодателей — на основании сведений из Госреестра общеобязательного государственного страхования. Для этого работник (застрахованное лицо) самостоятельно обращается в орган Пенсионного фонда для получения сведений о страховом стаже по ф. ОК-5 или ОК-7 (приложения 1 и к Положению № 10-1). О том, что работник должен сам получить такую справку и предоставить ее работодателю, ФВПТ напомнил и в сегодняшнем письме.

Если работник, у которого не набирается 6 месяцев страхового стажа за последний год, предоставил вам листок нетрудоспособности, открытый с 01.01.2015 г. и позже, вам нужно:

1. Рассчитать фактический средний заработок (СФАКТ) в соответствии с Порядком № 1266(тут без изменений).

2. Определить средний заработок с учетом установленных ограничений:

2.1) для «обычных» больничных:

СМАКС = МЗП : НРВ,

где СМАКС — средний заработок, рассчитанный исходя из МЗП;

МЗП — минимальная зарплата в месяце наступления страхового случая (открытия листка нетрудоспособности);

НРВ — норма рабочего времени, т.е. количество рабочих дней (часов) в месяце наступления страхового случая по графику работы работника;

2.2) для «декретных»:

СМАКС = 2 × МЗП : К,

где К — количество календарных дней в месяце открытия листка нетрудоспособности;

СМИН = МЗП : К.

3. Сравнить полученные показатели (по «обычным» больничным с учетом процента оплаты в зависимости от страхового стажа — С%) и оплачивать больничные по одному из них, как показано в таблице.

Оплата пособий лицам при страховом стаже менее 6 месяцев за 12-месячный период

Вид 
пособия

Результат расчета

Показатель, который берется в расчет пособия

«обычный» больничный

СФАКТ × С% > СМАКС

СМАКС

СФАКТ × С% < СМАКС

СФАКТ ×С%

«декретный» больничный

СМИН > СФАКТ

СМИН

СФАКТ > СМАКС

СМАКС

СМИН < СФАКТ < СМАКС

СФАКТ

На данный момент не ясна ситуация с оплатой первых 5 дней болезни, оплачиваемых за счет работодателя. Нужно ли и здесь применять установленное ограничение или работодатель должен оплачивать эти дни исходя из фактического заработка независимо от наличия/отсутствия 6-месячного страхового стажа за последний год? Комментируемое письмо не дает ответа на этот вопрос. Мы считаем, что пока в Порядок № 439

не будут внесены соответствующие изменения первые 5 дней нужно оплачивать по старым правилам, т.е. во всех случаях исходя из фактического заработка работника. Нашу позицию разделяет и Минтруда (см. с. 24).

Сделаем экскурс в историю. В прошлой попытке ввести подобное ограничение (2007 и часть 2008 года) была аналогичная ситуация. Ограничение было введено только для пособия, а для первых 5 дней никаких изменений в Порядке № 439 не было. Тогда Минтруда заняло позицию, что ограничение нужно применять и к первым 5 дням. И хотя это было далеко не бесспорным, многие работодатели с удовольствием поддержали эту позицию. Безусловно, логично весь период нетрудоспособности оплачивать по единым правилам, однако законных оснований для этого тогда не было, как нет их и сейчас. Ждем изменений в Порядок № 439 или хотя бы появления однозначных разъяснений Минсоцполитики по этому поводу.

 Пример 1В феврале 2015 года работница предоставила листок нетрудоспособности, согласно которому она болела с 26.01.2015 г. по 05.02.2015 г. Режим работы — 5-дневная рабочая неделя (рабочие дни в связи с новогодне-рождественскими праздниками не переносились), оклад — 1800,00 грн, который и был начислен в октябре–декабре 2014 года. Работница принята на работу 1 октября 2014 года. Последние 2 года она нигде не работала и не была зарегистрирована предпринимателем. Страховой стаж составляет 6 лет.

СФАКТ = (1800,00 + 1800,00 + 1800,00) :
: (23октябрь + 20ноябрь + 23декабрь) = 81,82 (грн);

СФАКТ × С% = 81,82 × 70 % = 57,27 (грн);

СМАКС = 1218,00 : 20 = 60,90 (грн),

где 20 — количество рабочих дней в январе 2015 года по графику 5-дневной работы работницы.

В данном случае средний заработок, рассчитанный исходя из фактической зарплаты с учетом новой процентовки 70 % (стаж от 5 до 8 лет), не превышает максимальной границы (57,27 < 60,90), поэтому пособие выплачивается исходя из фактического заработка. Первые 5 дней болезни также оплачиваются исходя из фактического заработка, но по старой процентовке — 80 %10.

Сумма больничных составляет 556,38 грн, в том числе:

  • за счет работодателя — 81,82 × 80 % × ×  5 дн (26, 27, 28, 29 и 30 января) = 327,28 (грн);
  • за счет ФСС — 81,82 × 70 % × 
    × 4 дн (2, 3, 4 и 5 февраля) = 229,10 (грн).

 Пример 2Работнице открыт листок нетрудоспособности по беременности и родам с 9 февраля 2015 года продолжительностью 126 календарных дней. Страховой стаж за последний год меньше 6 месяцев. Фактический среднедневной заработок, рассчитанный согласно Порядку № 1266:

  • вариант «а» — 64,80 грн;
  • вариант «б» — 144,20 грн.

СМАКС = 2 × 1218,00 : 28 = 87,00 (грн),

где 28 — количество календарных дней в феврале 2015 года (месяце, в котором наступил страховой случай).

СМИН = 1218,00 : 28 = 43,50 (грн).

Вариант «а». Пособие будет выплачено исходя из фактического заработка (64,80 грн), т.к. он не превышает максимальную планку (87,00 грн) и не ниже минимальной (43,50 грн): 43,50 < 64,80 < 87,00.

Сумма пособия составит: 64,80 грн × 126 дн = = 8164,80 грн.

Вариант «б». Здесь фактический заработок работницы (144,20 грн) превышает максималь­ный предел (87,00 грн). Пособие будет начислено в сумме: 87,00 грн × 126 дн = 10962,00 грн.

Срок исковой давности для выплаты пособия В новой редакции Закона о соц­страховании реанимировано еще одно ограничение11  — соцпособие выплачивается, только если обращение за его назначением поступило не позднее 12 календарных месяцев со дня восстановления трудоспособности, окончания отпуска по беременности и родам, смерти застрахованного лица или члена его семьи (ч. 5 ст. 32 Закона о соцстраховании).

В комментируемом сегодня письме ФВПТ разъяснил, что:

1) это правило применяется, начиная с 01.01.2015 г. независимо от даты наступления страхового случая;

2) отсчет 12-месячного периода осуществляется в целых месяцах с 1-го по 31 (30 или 28 (29) для февраля) число и начинается со следующего месяца, в котором закрыт листок нетрудоспособности (восстановлена трудоспособность, закончен отпуск по беременности и родам, установлена инвалидность) или наступила смерть работника или члена его семьи.

Следовательно, в январе 2015 года к оплате можно принять листки нетрудоспособности, закрытые не позднее чем в январе 2014 года. Если больничный закрыт в декабре 2013 года и до 01.01.2015 г. он не предъявлен работодателю, пособие по нему не назначается. Хотя такое трактование, на наш взгляд, ухудшает права работников — в некоторых случаях они утрачивают право на пособие. А поэтом­у обратного действия эта норма не должна иметь согласно ч. 1 ст. 58 Конституции Украин­ы. Поэтому считаем, что для страховых случаев, которые наступили до 01.01.2015 г. (начало б­олезни датировано ранее 2015 года), эта норма не должна применяться.

комментируемый документ

Исполнительная дирекция Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности

О применении норм Закона о соцстраховании

Письмо от 17 января 2015 года № 2.4-17-92

<…>

В связи с принятием Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» от 28.12.2014 г. № 77-VIII, которым изложен в новой редакции Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности», Исполнительная дирекция Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности во избежание несогласованности действий рабочих органов Фонда по применению в работе норм Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.1999 г. № 1105-XIV (далее — Закон № 1105) сообщает следующее:

1. По страховым случаям (пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком), пособие по беременности и родам, пособие на погребение), которые наступили до 31.12.2014 г. включительно, при определении права на материальное обеспечение и его размера необходимо руководствоваться нормами Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III.

2. Для страховых случаев (пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком), пособие по беременности и родам, пособие на погребение), которые наступили с 01.01.2015 г., необходимо применять нормы Закона № 1105.

3. В связи с внесением изменений Законом Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014 г. № 76-VIII в Закон Украины «О статусе и социальной защите граж­дан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» от 28.02.1991 г. № 796-XII (далее — Закон № 796) были отменены нормы статьи  23 Закона № 796, а именно: компенсации и льготы гражданам, отнесенным к категории 4 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, в частности, выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов средней заработной платы независимо от страхового стажа, что привело к несогласованности норм статьи 24 Закона № 1105 с нормами Закона № 796.

До приведения в соответствие нормы Закона № 1105 в части предоставления льгот гражданам, отнесенным к категории 4 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, указанных в пункте 5 части первой статьи 24 Закона № 1105, при определении размера пособия по временной нетрудоспособности таким лицам нужно руководствоваться следующим.

В соответствии с частью второй статьи 31 Закона № 1105 для назначения пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов средней заработной платы (дохода) застрахованные лица предоставляют копии соответствующих удостоверений или другие документы, подтверждающие право на льготу. То есть для лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, таким документом является копия удостоверения потерпевшего от Чернобыльской катастрофы определенной категории, в котором указано, что предъявитель удостоверения имеет право на льготы и компенсации, установленные Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».

Учитывая то, что с 01.01.2015 г. статья 23 Закона № 796 исключена, льгота по выплате пособия по временной нетрудособности в размере 100 процентов средней заработной платы независимо от страхового стажа, определенная пунктом  5 части первой статьи 24 Закона № 1105, лицам, отнесенным к категории 4 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, по страховым случаям, наступившим с 01.01.2015 г., не предоставляется.

4. Частью четвертой статьи 19 Закона № 1105 определено, что застрахованные лица, которые в течение двенадцати месяцев перед наступлением страхового случая по данным Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования имеют страховой стаж менее шести месяцев, имеют право на материальное обеспечение в соответствии с данным Законом в следующих размерах:

1) пособие по временной нетрудоспособности — исходя из начисленной заработной платы, с которой платятся страховые взносы, но в расчете на месяц не выше размера минимальной заработной платы, установленной законом в месяце наступления страхового случая;

2) пособие по беременности и родам — исходя из начисленной заработной платы, с которой платятся страховые взносы, но в расчете на месяц не выше двукратного размера минимальной заработной платы и не меньше размера минимальной заработной платы, установленной законом в месяце наступления страхового случая.

Вышеупомянутая норма Закона № 1105 применяется в виде ограничения определенной на общих основаниях суммы пособия в расчете на месяц, если на момент наступления страхового случая застрахованное лицо не приобрело суммарно в двенадцатимесячном периоде, который предшествует страховому случаю, шестимесячный страховой стаж.

В свою очередь, страховой стаж для реализации норм части четвертой статьи 19 Закона № 1105 определяется в соответствии с требованиями статьи 21 Закона № 1105 по данным персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования. Такой расчет должен делать страхователь на основании данных Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, предоставленных застрахованным лицом в виде справки Пенсионного фонда Украины.

5. Частью пятой статьи 32 Закона № 1105 предусмотрены предельные сроки приобретения права на материальное обеспечение, определенное статьей 20 Закона № 1105, застрахованных лиц и получателей пособия. Так, материальное обеспечение выплачивается, если обращение за его назначением поступило не позднее двенадцати календарных месяцев со дня восстановления трудоспособности, установления инвалидности, окончания отпуска в связи с беременностью и родами, смерти застрахованного лица или члена семьи, который находился на его иждивении.

Эта норма действует с 01.01.2015 г. независимо от даты наступления страхового случая.

Следует отметить, что двенадцатимесячный период отсчитывается от окончания страхового случая для случаев временной нетрудоспособности и беременности и родов, а в случае смерти — от дня смерти, указанного в свидетельстве о смерти, от первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступило соответствующее событие (восстановление трудоспособности, установление инвалидности, окончание отпуска в связи с беременностью и родами, смерть застрахованного лица или члена семьи, который находился на его иждивении). Для исчис­ления периода 12 календарных месяцев берутся целые месяцы с 1 по 31 (30 или 28 (29) для февраля) число.

Просим вышеизложенную информацию довести до работников органов Фонда и страхователей для использования в дальнейшей работе и избежания неоднозначного применения норм Закона № 1105.

И. о. директора Т. НАГОРНАЯ

1Общий анализ изменений вы можете прочитать в статье «ФВПТ + ФНС = ФСС: какие изменения произошли в соцстраховании (Закон № 77)», «Зарплата и кадровое дело», № 2/2015, с. 14. 

2Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-ІІІ. 

3Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» в редакции от 28.12.2014 г. № 77-VIII. 

4Закон Украины «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» от 28.02.1991 г. № 796-XII. 

5В частности, ссылка в письме на ч. 2 ст. 31 Закона о соцстраховании, требующую предъявлять удостоверение чернобыль­ца, не очень удачна, т.к. это требование распространяется на лиц, указанных в абз. 6 ч. 1 ст. 25, которого, строго говоря, не существует. Скорее всего, в ч. 2 ст.  31 имеется в виду отсылка к абз.  6 ч. 1 ст. 24 (законодатель при подготовке закона «промахнулся» со стать­ей), где говорится о праве на 100 % оплату больничного независимо от страхового стажа, в том числе и для чернобыльцев.

6Минимальная заработная плата. 

7Время пребывания в отпуске для ухода за ребенком до 3 лет засчитывается в страховой стаж. 

8Порядок исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266.

9Порядок оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, за счет средств предприятия, учреждения, организации, утвержденный постановлением КМУ от 06.05.2001 г. № 439. 

10Об этом подробнее см. с. 24.

11Это ограничение, как и ограничение для случая наличия за последний год страхового стажа менее 6 месяцев, уже вводилось ранее (2007–2008 годы), однако Решением КСУ от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008 соответствующие нормы были признаны незаконными (действие их прекращено с 22.05.2008 г.).